Сергей Руденок: Человека лечит только вера!

Сергей Руденок: Человека лечит только вера!

1 июня 2012
В драмтеатре им. В. Ф. Комиссаржевской скоро премьера. Готовится к постановке спектакль «Полет над гнездом кукушки».

rudenokТем, кто видел пронзительный фильм известного режиссера Милоша Формана (он вышел в середине 70-х годов), поставленный по культовому роману Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом», будет интересно оценить театральную версию. Ставит спектакль режиссер краевого театра молодежи Сергей Руденок. Это вторая его работа в нашем театре. Уссурийскому зрителю он знаком по пьесе «Божьи коровки возвращаются на землю».

Сергей Руденок интересен именно тем, что берется за очень сложные произведения социального плана. Объясняет: «Каждый режиссер выбирает свой материал. Мыльные оперы мне неинтересны. Не потому, что они плохие. Просто меня волнуют вещи конфликтные, проблемные, социальные».

Коротко о сюжете спектакля. Его главный герой Рэндл Макмерфи, хулиган и бунтарь, симулирующий безумие, попадает в психиатрическую лечебницу, которая оказывается своеобразной моделью общества. Там действуют те же законы, царят те же порядки. Ходи туда, бери то, не стой здесь, ложись там… Макмерфи вступает в борьбу с системой, невольно оказывая влияние на обитателей «психушки». Своим примером он демонстрирует, что, даже будучи пациентом психбольницы, можно оставаться личностью.

Книга, фильм, спектакли в разных городах по величайшему бестселлеру XX века – вроде все известно, ясно и понятно. Однако это не остановило Сергея Руденка. Какую задачу он ствит перед собой и актерами, какую идею хочет донести до зрителя?

- В начале работы над спектаклем я всех актеров попросил прочитать роман, - рассказал Сергей Владимирович. – На мой взгляд, пьеса, в отличии от романа, не дает общего представления о том, что происходит в этой истории. Чтобы зрителю было понятнее, я дописывал из книги некоторые монологи, укрупнял и уточнял отдельные сцены.

Помимо этого, я нашел совершенно иное решение спектакля, не используемое другими режиссерами. Ведь все в основном откровенно иллюстрируют пьесу, выстраивая на сцене банальную «психушку» с больничными пижамами, мебелью и т.д. Мы сделали это иначе и сценографически, и в решении образов персонажей.

- Какова ваша конечная цель, Сергей Владимирович?

- Хочу донести до зрителя следующее: нельзя изменить человека в лучшую сторону, нельзя сделать его чище, добрее, светлее, поместив его в тюрьму или в «психушку». Пока человек самостоятельно не придет к осознанию своего места в мире здоровых граждан, пока сам в себя не поверит – грош цена любому «лечению». Лечит человека только ВЕРА. Вера в себя, в Бога, в любовь, в мечту, в жизнь и т.д. В пьесе так и происходит. Макмерфи, даже не подозревал об этом, зарождает в пациентах веру в жизнь!

- На ваш взгляд, актуальна ли сегодня пьеса?

- Думаю, что эта пьеса будет всегда актуальна. Эта история в первую очередь в борьбе с самим собой за становление личности, о борьбе со своими демонами. Тема веная.

Кстати, роман Кена Кизи написан от лица «вождя» Бромдена, глухонемого индейца-полукровки. Этот ход будет сохранен и в нашем спектакле.

- Материал сложный. Трудно поддается? Актеры справляются? Сыграть душевнобольного человека непросто.

- Согласен. Здесь мало одной режиссуры. Артисту надо проделать гигантскую самостоятельную работу. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже. Кто-то работает над ролью, и я это вижу сразу, а кто-то, к сожалению ленится… Но таковы реалии любой профессии. Я приветствую творчество. Радуюсь, когда вокруг меня думающие люди. Я не догматик. Готов соглашаться с лучшими, чум у меня, идеями, придумками, если они рождаются у артистов. Но только при условии, если это не мешает замыслу и работает на идею спектакля. Даже самая мелкая деталь должна быть в тему.

В спектакле много действующих лиц, занята вся мужская часть труппы театра. Даже не хватило одного актера, пришлось объединить две роли в одну.

Как примут спектакль зрители – никто не знает. Каждая постановка – это новый экзамен. И для режиссера, и для актеров, и для тетра. Хочется, чтобы постановка зацепила, и я прикладываю для этого все силы. Ежедневно того и жду и от актеров. Будет здорово, если человеку, посмотревшему спектакль, захочется прочитать роман.

- Какой жанр у спектакля? И когда премьера?

- Жанр – групповая терапия. Хотя по сути это драма. А премьера – 7, 8 и 9 июня.

- Вы ставите в нашем театре уже второй спектакль. Как вам уссурийский зритель?

- Более благодарный, чем владивостокский. Но менее театральный, чем хабаровский. Все относительно. Хотя с хабаровчанами уссурийцев все же объединяет одно: живой интерес к театральному творчеству. Проходят театральные фестивали, студенты посещают спектакли. И социальные темы вам интересны, несмотря на то, что сейчас многие любят говорить, дескать, зачем это, не неадо, не пойдет, люди хотят расслабиться… Еще как идет! К примеру, «Божьи коровки возвращаются на землю» в театре за год сыграли 14 раз. Это хороший показатель для сложного психологического спектакля. Во Владивостоке с таким подходом сложнее. Там зритель прикормлен водевильчиками и пошленькими комедиями. - Актеры нашего драмтеатра ставят спектакли с разными режиссерами. Это хорошо?

- Я бы посоветовал театру работать с большим количеством приезжих режиссеров. Это очень важно для труппы. Каждый режиссер работает по-своему. Это не дает актерам закиснуть, постоянно бросает их на решение разных задач. Такие перемены в целом благотворно влияют на труппу.

- Спасибо вам, Сергей Владимирович, за беседу. Будем ждать премьеру. И верим в успех!
скачать dle 11.1смотреть фильмы бесплатно