"Просто жизнь"

"Просто жизнь"

 

Театр драмы Уссурийского городского округа, г. Уссурийск
Ярослава Пулинович «Земля Эльзы»


Ярослава Пулинович бьёт все возможные рекорды по востребованности в репертуарном театре. Её пьесы находят своего режиссёра, артистов, зрителя. Вот и «Земля Эльзы» за два года с момента появления получила множество трактовок. Но тот удивительный спектакль, который представил сегодня театр из Уссурийска на сцене Театра балета «Щелкунчик», вовсе не «трактовка», не размышления на тему – это такая маленькая, вполне реальная, человеческая жизнь. Актёры не играют, они проживают судьбы своих героев с первой минуты и до последней, и зал вместе с ними.


На сцене стол, на котором фотография мужчины и стопка водки с куском чёрного хлеба сверху. И вот первый импульс – выходит Эльза в этот легкий полумрак, опустошённая, тихая, смиренная. В её жизни и доме смерть, не стало мужа. Елена Перегуда, Эльза, – это откровение сегодняшнего вечера. Её героиня получилась какой-то необыкновенной: в ней внутренняя девичья, незапятнанная, чистая, тонкая красота. Вроде простая баба из деревни, но – нет, она вообще как будто «не отсюда». Семейная жизнь Эльзы началась с преступления, с изнасилования. Тот «герой» взял беременную девочку в жёны и полвека мучал. Она не знала ни о таинстве поцелуя, ни о том, каково это – просто разговаривать по душам. Всю жизнь прожила в труде, в упрёках… что досталось, то и цени. И она смирилась: «…я перестала верить. Поняла, что ничего не будет лучше. Что жизнь – она как паёк в детском доме. Дали тебе миску с похлебкой, и ешь её. Не хочешь – другой не будет».


А в семьдесят шесть её полюбили, и она полюбила. Наконец настало её «потом», о котором Эльза почти перестала мечтать. Поздно? Нет. Видимо, в очереди на распределение счастья в высших инстанциях она стояла в самом конце, но достояла.


Борис Бехарский, исполнитель роли Василия Игнатьевича, появился на сцене, как и в жизни героини, неожиданно и спокойно. Просто заговорил. Просто помог. Просто пригласил на свидание. Всё это так естественно, что нисколько не удивительно, почему не знавшая ласки и доброго слова Эльза так быстро ему доверилась. Артист во всём очень точен. На наших глазах складывается сложный и глубокий образ. Василий Игнатьевич любил жизнь и много отдавал людям. И хоть жизнь его раз от раза подставляла, он не разучился делиться, улыбаться, мечтать. Он создал для Эльзы уют почти на пустом месте: то кресло пододвинет, то конфеты подарит, то туфлю починит, то просто поговорит с ней. Это не подвиг, но что-то героическое в этом есть.


Артисты все как на ладони, не прячутся за текстом или реквизитом. Вместе со своими героями они рассказывают историю про себя честно, без прикрас. Каждый из них открывается, снимает все маски.


Происходит это и с дочерью Эльзы Ольгой (Анна Коновалова), главным противником поспешной свадьбы «стариков». Актриса весь спектакль на нерве. Если мать нежная и кроткая, то дочь грубая, жёсткая. Но она любит и живёт, как умеет, она боец за свой благополучный мир.
В событиях её жизни узнаются судьбы многих женщин. Мужа нет, но есть взрослая дочь, внучка, дом, работа и телевизор. Она всю жизнь бежит, стремительно движется вперёд, сама точно не зная, что её там ждёт. И только неожиданная любовь матери оказывается событием, которое её замедляет. Она, наконец, останавливается в сцене разговора с матерью. И, наверное, в первый раз признаётся сама себе, что до боли одинока и несчастна.
Вообще, героев в пьесе и спектакле немного, но все вместе они создают очень убедительный и наполненный образ деревни.


За колорит здесь отвечают две пенсионерки – Зинаида Михайловна (Ульяна Трофимчук) и Таисия Петровна (Любовь Николаева), «глаза и уши» деревенской общественности. Именно про себя они поют в спектакле: от людей на деревне не спрятаться, ни сойтись, разойтись, ни сосвататься в стороне от придирчивых глаз. Две срисованные с деревенских баек женщины, чьи судьбы в чём-то схожи с историей Эльзы Александровны. Но они земные, простые бабы, по-своему несчастные и одинокие.


Песням «а капелла» и под аккордеон здесь противопоставлены танцевальные ритмы сельской дискотеки, где «зажигают» продавщица Марина (Анна Александрова) и двое гопников-грузчиков в чёрных спортивных костюмах. Парни прохода не дают первой девахе на деревне, развлекают всеми доступными способами, в углу зажимают…


Эта второстепенная сюжетная линия развивает мотив «другой жизни», которая может начаться не потом, а прямо сейчас, стоит только решиться. И Марина, кажется, решилась. Но ухажёры не дают ей вырваться из этого глухого дна – снова вовлекают в отчаянный разухабистый танец.
Возникает важный образ безысходности. Сейчас не получилось, слабину дала, а больше шанса ей и не представится.


Режиссёр Денис Малютин выстроил очень живую, чистую, настоящую историю. Без возвышенных интонаций, без пафоса, очень просто, он показал, как нас губят никакие не вероломные проказы судьбы, на которую мы клевещем изо дня в день, а мы сами и те люди, которые рядом. Близкие, которые не могут до конца признаться, что сами что-то упустили важное, что струсили где-то, ошиблись, что много лет живут чьей-то чужой жизнью.


Мы боимся ступить на землю и зашагать куда-то в неизвестность. Топчемся на пятачке, как герои спектакля на деревянном настиле. Их мир оказывается замкнут внутри этого пространства изб и дощатых тротуаров. Но Эльза открывает для себя свою «землю» – переворачиваются закрывающие сцену щиты, открывая траву и цветы, по которым главные герои уходят вместе в какую-то самую дальнюю, самую последнюю даль.

Лидия Корзун

 

Игорь Селезнёв, директор театра драмы Уссурийского городского округа:


- Уссурийск — самая восточная точка на карте нашего фестиваля... Это как Австралия! Мы ничего о вас не знаем, познакомите нас с новейшей историей своего театра?


- В этом году, в октябре, мы откроем 80-й сезон. Театр был основан в 1937 году. В последние десятилетия он пережил не лучшие времена, был на грани закрытия. Я руковожу театром с 2009 года: за это время удалось вернуть артистов, которые
ушли во время забастовок при предыдущем руководителе, мы также пригласили молодых выпускников театральных вузов. Сейчас в труппе 30 артистов, в репертуаре 32 спектакля. С 2011 года мы стали постепенно заявлять о себе на фестивалях. У нас за плечами крупный международный фестиваль «Золотой витязь», где мы были единственными представителями Дальнего Востока и взяли престижную награду.


- На Дальнем Востоке редко звучат имена современных авторов в репертуаре...


- Это правда. Но я считаю, что в любом театре должны быть и классика, и современная драматургия, которую мы стараемся продвигать. Сегодня нужно знакомить зрителей с новыми авторами – это наше будущее. У нас в репертуаре сначала появилась пьеса ещё одного вашего земляка – Василия Сигарева «Божьи коровки возвращаются на землю». Этот спектакль был участником «Сахалинской рампы» – нашим первым заявлением о себе на фестивале.
И «Земля Эльзы» сегодня собирает зал. Многим близка эта тема... В работе с современной пьесой многое зависит от режиссёра – как он сделает. «Божьи коровки» были очень хорошо приняты. Раньше у нас было много классики, а сегодня репертуар стал разноплановым. Нам в чём-то повезло, что в Уссурийске всего два театра и один из них военный, у нас разные задачи.


- На что пойдёт уссурийский зритель? На лёгкую комедию или на «Фауста»?


- Уссурийский зритель пойдёт на все спектакли. За 8 лет моего руководства было оставлено более 50 спектаклей. Это очень много. Параллельно мы делали по 3 спектакля за 2 месяца. Так мы приучили зрителя наблюдать за развитием театра, за артистами. Им интересно всё, что происходит на нашей сцене.


- Какую пьесу вы бы заказали современному автору?


- Мы проводим мониторинг, в анкетах зрителей всегда много запросов на освещение темы отцов и детей. Моё поколение выросло в другое время, когда духовные ценности были на первом месте, родителей больше ценили и уважали. Сегодня, к сожалению, не так дети чтут и уважают своих родителей – считают, что они им обязаны. Хочется выбить это из головы нашей молодежи. Для меня духовно-нравственное воспитание важно.


- Видите в этом миссию театра?


- Да, конечно. После сигаревских «Божьих коровок» люди выходили из зала и тут же начинали звонить своим детям, родителям. Мне очень приятно было. Миссия театра – воспитывать. И опять же не уходить до конца в назидательство. Репертуар должен быть разный. Есть те, кто ходит постоянно, а есть те, кто один раз пришёл, испытал бешеные эмоции, но не пойдет второй раз. Не каждый решится пропустить сквозь себя историю, происходящую на сцене.

 

Беседовал Ринат Ташимов

 

Источник: http://www.kolyada-theatre.ru/images/stories/gazeta6_2017.pdf 

скачать dle 11.1смотреть фильмы бесплатно