Театр драмы Уссурийска готовится к грандиозному юбилею - интервью Игоря Селезнева

Игорь Селезнев

 

Театр драмы имени В.Ф. Комиссаржевской в Уссурийске театралы знают и любят, причем, не только усурийские - постановки театра видят и московские эксперты и иностранные, театр ведет действительно активную творческую жизнь. ИА "Deita.ru" в беседе с директором театра, Игорем Селезневым, выяснило, что в прошлом, каково настоящее и - что в будущем у одного из лучших театров Приморья.

Игорь Леонидович, в этом году театр драмы имени Комиссаржевской отмечает юбилей, 80 лет, наверняка, готовите что-то грандиозное?  

Разумеется, юбилейный сезон должен быть особенным. И мы готовим множество сюрпризов для зрителей, это касается не только репертуара. Летом был проведен ремонт, в обновленном здании появилась новая касса, в кассовом зале и фойе размещены информационные экраны, где можно будет узнать о ближайших спектаклях театра. Если говорить непосредственно об открытии сезона, то планируется, что это будет большой праздник - торжественная церемония. Она включит в себя отрывки спектаклей, рассказ о наиболее ярких страницах истории и поздравления именитых деятелей театрального искусства, друзей нашего театра. Торжественное открытие сезона состоится 20 октября в 18.30. 

В этом сезоне какие готовите постановки, как их выбрали?

Новый сезон, восьмидесятый по счету, откроют сразу две премьеры: это комедия по пьесе русского драматурга-классика Александра Островского «Таланты и поклонники» в постановке главного режиссера Станислава Мальцева, и детский музыкальный спектакль по пьесе народного артиста России Николая Бурляева «Лесная сказка». В ближайших планах – постановка спектакля по пьесе ирландского драматурга Мартина Макдонаха, находящегося на пике популярности, «Калека с острова Инишмаан». Также ко Дню театра будем ставить комедию, ее название пока остается в секрете.

 При выборе репертуара мы стремимся соблюдать разумный баланс, чтобы каждый зритель мог найти спектакль для себя: кому-то нравятся легкие комедии, кто-то любит серьезный театр, заставляющий думать, есть приверженцы классики, а есть и поклонники современной драматургии. Сейчас в нашем репертуаре можно найти практически все эти жанры. И, конечно, при выборе сценического материала думаем о том, как будет воспринята новая пьеса: мы неплохо знаем своего зрителя и всегда ориентируемся на него.

Познакомившись с историей театра на вашем сайте, восхищает трепетное отношение не только к истории становления театра, но и к людям, которые в нем работали – практически все названы поименно, каждому нашлось теплое слово. Историю театра за годы вашего им управления – как бы вы описали, кого выделили и за какие заслуги?

Скажем так: за последние девять лет театр стал значительно активнее участвовать в фестивальной деятельности, и это приносит свои плоды. Благодаря этому Приморье и Дальний Восток звучат на международных театральных форумах и фестивалях. О нас знают, со многими известными театральными деятелями у нашего театра сложились теплые творческие отношения: это авторитетные театральные критики, популярные современные драматурги, крупные режиссеры. 

Расширился репертуар: если в 2009 году в нем было всего пять спектаклей, то сегодня мы за каждый театральный сезон в среднем выпускаем пять премьер. Труппа регулярно пополняется молодыми артистами, в том числе и из других городов. Но основной «костяк» коллектива остается неизменным все эти годы. Это люди, на которых я могу положиться, они беззаветно преданы театру, готовы поддержать любую творческую инициативу. И речь не только об актерах, но и о работниках театральных цехов. Выделить кого-то из них будет некорректным, я благодарен всем, кто был и остается в нашей команде.

Уссурийский театр принимает участие и в российских мероприятиях и в международных – расскажите, какие из них считаете особо значимыми и почему? Каких наград удостоены?

Во-первых, это Международный театральный форум «Золотой Витязь», который ежегодно проходит в Москве. Наш театр принимал в нем участие трижды, каждый раз мы привозили Золотые и Серебряные дипломы, но наиболее успешным оказался третий для нас и тринадцатый по счету фестиваль, проходивший в 2015 году. Мы представили два спектакля: «Саня, Ваня, с ними Римас» по пьесе Владимира Гуркина (режиссер Станислав Мальцев, художник Светлана Зарубина) и «Мамочки» (режиссер Денис Малютин, художник Николай Чернышев). Напомню, что это был год 70-летия Великой Победы, поэтому в обоих спектаклях красной нитью проходит война, которая разлучает близких людей, калечит судьбы. За спектакль «Саня, Ваня, с ними Римас» мы получили приз «Серебряный Витязь», на сегодняшний день – единственный на Дальнем Востоке. Также спектакль «Мамочки» был удостоен Золотого диплома «За пронзительный рассказ о материнской любви», режиссер спектакля Денис Малютин получил Золотой диплом «За лучшую режиссуру», и четверо наших артистов стали обладателями Золотых дипломов: это Борис Бехарский, Елена Перегуда, Анна Александрова и Анна Коновалова.

Во-вторых, это XXXIII Международный театральный фестиваль в г. Ульсан (Республика Корея), где тот же спектакль «Саня, Ваня, с ними Римас» получил Гран-при. Рассказ о жизни сибирской деревни до и после Великой Отечественной войны оказался близким и понятным корейским зрителям. Над сценой транслировались титры перевода на корейский, но люди смотрели спектакль, не особенно обращая на них внимание. В 2016 году уже на нашей сцене был поставлен спектакль «История одной женщины» по пьесе южнокорейского драматурга Ом Ин Хи, ставил его тоже южнокорейский режиссер, наш давний друг, мистер Чо Хён Гон, а роли в нем исполняют наши русские артисты. Постановка была с теплом принята нашими зрителями, и так мы убедились, что между нашими народами, несмотря на различия в культуре и традициях, есть точки соприкосновения и взаимопонимания.

И в-третьих, это участие в XI Международном театральном фестивале современной драматургии «Коляда-Plays», проходившем с 20 по 30 июня в Екатеринбурге. Театр представил спектакль «Земля Эльзы» по пьесе Ярославы Пулинович, премьера которого состоялась в июне 2016 года. На премьере присутствовала автор пьесы: именно она и порекомендовала заявить постановку на фестиваль. Заявка была принята, и уссурийцы впервые стали участниками «Коляда-Plays» - единственными представителями Дальнего Востока. Зрители аплодировали стоя, а по итогам фестиваля театру был присужден диплом в номинации «Лучший актерский ансамбль».

Можно ли говорить, как любят сегодня говорить представители многих учреждений культуры, что театр Уссурийска «выживает»? За счет чего идет финансирование? Какого участие администрации края в работе театра? 

Как и положено муниципальному учреждению, театр финансируется из бюджета. Кроме того, существует целая система грантовых программ, в которые мы регулярно подаем заявки. В этом году наш театр вошел в число участников проекта поддержки театров малых городов, инициированного Государственным Театром Наций и его руководителем Евгением Мироновым. В Приморском крае государственное финансирование по проекту получили только два театра: наш и МБУК «Театр кукол» в Находке. Именно благодаря этой поддержке будут поставлены спектакли «Калека с острова Инишмаан» и «Лесная сказка», о которых я упоминал ранее.

Сколько человек сегодня в вашей труппе и что можно сказать о «новой крови»? Стремится ли молодежь в театр, или все, как принято, нацелены «в Москву!»?

На сегодняшний день у нас в труппе 31 актер, в том числе народный артист России Владимир Тютюнник. Каждый год мы принимаем в театр молодых актеров из разных городов: это и Новосибирск, и Владивосток. Приходят к нам и выпускники Приморского краевого колледжа культуры. 

Конечно, молодость – возраст амбиций, но на самом деле реализоваться в профессии можно и не только в Москве. Сейчас очень известны и успешны театры периферии – к примеру, Новосибирска, Перми, Екатеринбурга. Режиссеры этих театров с успехом работают в Москве, и наоборот, московские режиссеры охотно едут работать в малые города. Все зависит от театра, насколько он активен, в какой он «творческой форме». Думаю, наши молодые актеры это понимают.

Есть ли постановки, которые вы больше не ставите, но о каких очень жалеете? Или вы «выжимаете» из спектакля все, прежде, чем снять его из репертуара?

У каждого спектакля есть свой срок жизни: бывают спектакли-долгожители, которые идут десятилетиями, только меняется состав актеров. Но в среднем это лет пять-семь, после чего постановка уходит из репертуара. И это нормально, иначе не было бы места новым спектаклям. Иногда приходится расстаться со спектаклями, которые дороги и нам, и зрителям: могу назвать «Божьи коровки возвращаются на землю» по пьесе Василия Сигарева в постановке режиссера Сергея Руденка, и «Пигмалион» Бернарда Шоу в постановке Станислава Мальцева. Мы объявили последний показ этих спектаклей, и оба раза были полные залы зрителей, которые провожали постановки овацией стоя.

Что такое «творческая мастерская» в вашем театре? 

В нашем театре существует проект «Открытая сцена», в рамках которого каждый актер может попробовать себя в качестве режиссера, реализовать свою собственную творческую идею. Этот проект включает в себя моноспектакль по рассказам Михаила Салтыкова-Щедрина, который подготовил Николай Радочин, а также актерские чтения четырех рассказов Чехова, в которых участвуют Денис Оноприенко, Илья Апанаев, Евгений Варава и Алена Устюжина, и трех рассказов Шукшина, в исполнении Дениса Оноприенко, Николая Радочина и Дарьи Мухортовой. Проект будет продолжаться, со временем появятся новые интересные постановки.

Есть ли программы для детей или это – не ваш уровень?

Конечно же, есть: у нас в репертуаре четырнадцать детских спектаклей, ориентированных на самый разный возраст – от трех лет и старше. Это яркие, музыкальные, и даже интерактивные постановки. Есть и спектакль «Тринадцатая звезда», предназначенный для семейного просмотра, но он адресован самой неохваченной театральной аудитории – подросткам. Режиссер спектакля Мария Зускина и художник-постановщик Екатерина Зарубина сделали акцент на элементы молодежной субкультуры, такие, как рэп-музыка и граффити. Чтобы максимально приблизить постановку к зрителям, впервые в истории театра был объявлен конкурс среди непрофессиональных молодых художников, победители конкурса приняли участие в росписи декораций к спектаклю. 

Если бы вам предложили назвать основное отличие вашего театра от других театров городов Приморья и даже от театра Горького, например, что бы вы сказали?

Основное отличие уссурийского театра имени В.Ф. Комиссаржевской, - и это не только мое мнение, то же самое говорили театральные критики, члены жюри различных фестивалей, - это сплоченная команда. Недаром диплом фестиваля «Коляда-Plays» был вручен нашему театру в номинации «Лучший актерский ансамбль». Если все вместе работают на результат, он обязательно будет достигнут. Считаю, залог успеха нашего театра именно в единстве коллектива.

Говорят, что вы стараетесь приглашать столичных актеров, специалистов театрального мастерства, для общения с труппой, - так ли это и почему вы считаете это важным?

Да, это так, руководство театра стремится поддерживать курс на постоянное обучение и развитие актеров. В марте 2017 года по инициативе театра был приглашен заслуженный артист России, актер театра и кино, режиссер и сценарист Александр Дзюба – руководитель Школы профессионального актерского тренинга. На его занятиях актеры получили новый необычный опыт максимального раскрепощения и развития творческого потенциала. Затем в июле театр стал одним из шести участников проекта «Театральная лаборатория современной драматургии», который проводит Государственный Театр Наций при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы поддержки театров малых городов России. Три режиссера в рекордно короткие сроки – за пять дней – поставили эскизы трех спектаклей, которые затем представили публике. Помимо этого, каждый день проводились тренинги по сценическому движению и сценической речи, с нашими артистами работала педагог Школы-Студии МХАТ и Московского театрального колледжа Олега Табакова Марина Гарсия Солано. И актерские тренинги, и работа с разными режиссерами – все это дает опыт, расширяет кругозор, практические навыки и представления о собственных возможностях. Это не просто полезно – это необходимо актерам.

Анастасия Качимская

Источник: http://deita.ru/news/teatr-dramy-ussurijska-gotovitsya-k-grandioznomu-yubileyu-intervyu-igorya-selezneva/

скачать dle 11.1смотреть фильмы бесплатно