Никита Трофимов: режиссер, соединивший Шекспира и Чикаго 20-х, Франкенштейна и театр кукол

В театре им. В.Ф. Комиссаржевской режиссер из Санкт-Петербурга ставит "Сказку о Коньке-Горбунке и Иване-дураке"

 

Никита Трофимов: режиссер, соединивший Шекспира и Чикаго 20-х, Франкенштейна и театр кукол. Фото: UssurMedia

Есть такая фраза и мем: "Серьезные разговоры не мой конек. Мой конек — горбунок". А каков он – этот самый конек? Тем, кто по прочтении последнего предложения принялся вспоминать образ легендарного четвероногого друга Ивана-дурака, скажем начистоту и спойлер: конек-горбунок – девочка. Да, современность предполагает современные метаморфозы, в том числе и классических произведений. Именно такого видения придерживается режиссер Никита Трофимов, который в стенах театра драмы им. В.Ф. Комиссаржевской ставит нетленку Петра Ершова "Сказка о Коньке-Горбунке и Иване-дураке". О готовящейся постановке и новом режиссере — в материале ИА UssurMedia.

Именно сегодня, 6 марта, Петру Ершову исполняется 205 лет. Тем, кто по прошествии стольких лет успел подзабыть сюжет вышеозвученной сказки, напомним краткое содержание произведения. Жила-была семья бюджетного достатка и с не самым удачным генетическим багажом, учитывая, что один из трех сыновей – дурак, по имени Иван. И ввиду его неуклюжих интеллектуальных навыков приключались с парнишкой небезынтересные истории, легшие в основу его биографии и книги. Обзавелся он не самым красивым конем в мире, с горбинками, то бишь, который оказался говорящим и наделенным IQ поболее, нежели у хозяина. Этот конек и выручал Ивана, то и дело влипающего в неприятности. Помог жар-птицу раздобыть, царь-девицу, кольцо из золотого сплава, чудо-юдо-рыбу-кита освободить, в чане с кипятком не свариться и женатым царем стать в кульминации всей этой истории. И как же кстати оказалось, что в готовящейся постановке Никиты Трофимова этот самый конек оказался женского пола, что как бы намекает на то, что без крепкого женского плеча мужик пропадет. Если не совсем, то частично.

Роль Ивана-дурака

Роль Ивана-дурака. Фото: UssurMedia

Хотя этот подтекст всего лишь домыслы корреспондента, который на днях встретился с Никитой Трофимовым, дабы узнать о новой постановке и о человеке, который занимается ее режиссурой. Итак. Никита Трофимов, 28 лет, родом из Ижевска. На родине окончил экономический колледж. Следующий этап образования — Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Через три года обучения Никита осознал, что повернул не туда, из вуза ушел. Отслужил в армии и на следующий год поступил в Российский государственный институт сценических искусств. Обучение прошло успешно, на данный момент молодой режиссер набирает материал для дипломной работы, ставит пьесы по всей России.

Первым пунктом назначения стал Абакан, где два года назад Никита Трофимов поставил пьесу "Три красавицы" Валентина Красногорова. Это был заказ местного театра для трех актрис бальзаковского возраста. Комедия про трех не отчаявшихся, но отчаянных гражданок, которые не прочь найти свою любовь.

Через полгода после Абакана – Кронштадт. Тяжелая пьеса "Легкие люди" Михаила Дурненкова. "Это серьезная работа о разбитых судьбах, четыре героя, где каждый так или иначе связан со смертью человека, — повествует Никита Трофимов, — красная нить всей истории – ответственность, которую человек несет за свои поступки. Кто-то в силах нести эту ответственность, кто-то способен ее принять, а кто-то старается от нее отстраниться и забыть об этом".

Следующим городом, где режиссер показал свое видение современного театра, стал Екатеринбург. И выбор пал на шекспировского "Гамлета". Эта работа стала победителем XVII Международного режиссерского фестиваля творческих мастерских, а режиссер Никита Трофимов заслужил диплом лауреата первой степени. Чем же выделяется эта постановка?

Режиссер объяснил это так: "Гамлет, принц Датский – классика жанра, но он должен быть интересен современному зрителю. Пусть консерваторы будут не любить меня за это, но я не люблю, когда в подаче материала главенствует шаблонность. Начнем с того, что Шекспир изначально – площадной театр, театр "Глобус" открытый, где, по большому счету, нет декораций, этакий балаганный театр. И мы сделали "Гамлета" в подобной вариации. Это несколько площадок, на которых развивается действие. В одном холле зазывалы собирали зрителей, представлялись пришлыми артистами, которые сейчас расскажут историю. Они приглашают зрителей в другую локацию, где и разворачивается основное действие. Все динамично, зритель не сидит на месте. С одной стороны пьеса осталась прежней, 70% текста — шекспировского. Немного его откорректировали, чтобы склеить некоторые детали".

"Сказка о Коньке-Горбунке и Иване-дураке" Петра Ершова, которую Никита Трофимов ставит в театре драмы им. В.Ф. Комиссаржевской, так же преподнесет сюрпризы.

Никита Трофимов, Денис Оноприенко, Ирина Жеваник

Никита Трофимов, Денис Оноприенко, Ирина Жеваник. Фото: UssurMedia

Вот как видит постановку режиссер: "Мы с драматургом переписали историю. Причина проста — сценический формат этой сказки по времени должен быть ограничен и конкретен. Если делать всего Петра Ершова – пьеса затянется на полтора, два часа, здесь очень много сложных моментов. Поэтому мы оставили основные части, а 90% текста переписали. Например, подводная часть будет выглядеть иначе, чудо-юдо-рыбы-кита не будет. Что еще претерпело метаморфозы, говорить не стану, нужно будет прийти и увидеть все своими глазами. Могу сказать одно — остался мотив, сюжетная линия, где есть конек, который помогает Ивану-дураку, есть взбалмошный царь, который хочет себе чудеса чудесные и заставляет Ивана доставлять ему это. Основную фабулу оставили, ключевые элементы сохранены, но это уже совершенно новое произведение".

Работа над постановкой в самом разгаре. Ивана-дурака играет Денис Оноприенко, в роли Конька-горбунка – Ирина Жеваник, царь – Валерий Комаристый, советник – Эдуар Тиняков, а так же группа людей, которые играют по несколько ролей, искусно перевоплощаясь в различных персонажей. Премьера спектакля "Сказка о Коньке-Горбунке и Иване-дураке" случится 28 и 29 марта в 12.00.

Следующий пункт назначения Никиты Трофимова – город Озерск, где начнется работа над постановкой "Ромео и Джульетта". И это своего рода эксперимент, потому как шекспировская классика будет представлена в духе Чикаго 20-х годов. Фоном – современная музыка, к примеру, в качестве аудиоряда выбраны Баста – "Сансара", Би-2 feat. Oxxxymiron – "Пора возвращаться домой", Диана Арбенина – "Короны".

Финальным городом в режиссерском турне стал Ижевск. Для своей родины Никита Трофимов выбрал произведение Мэри Шелли — "Франкенштейн". Это будет кукольная постановка, рассчитанная на взрослого зрителя. А если получится по времени, то и интерпретацию "Ветхого завета" поставят. В конце концов, почему бы и да.

Источник: https://ussurmedia.ru/news/916397/

скачать dle 11.1смотреть фильмы бесплатно