Театр живет несмотря ни на что

В этом году уссурийские зрители не дождались премьер - за неделю до самого ожидаемого театрального события года регион перешел в режим гражданской самоизоляции, двери театров закрылись, а творческие коллективы оказались запертыми в своих квартирах. Редакция «К» узнала, чем в этот сложный для всех месяц жили театры города и края.

Директор драматического театра Восточного военного округа, заслуженный работник культуры РФ Николай СТОЛБОУШКИН.

- В каком режиме сейчас работает театр ВВО?

- Мы сегодня оказались в специфических условиях, которые в народе называют «удаленка». Но для нас это далеко не каникулы. Ведь если артист бездействует, если он не подпитывается духом сцены, не встречается со зрителем - он теряет себя. Не зря говорят, что артист должен быть голодным, и это не про пустой желудок. Творческий человек всегда жаждет новых действий, находок, открытий и впечатлений.

А в сложившейся ситуации мы долго не могли понять, каким образом можно дать возможность нашим артистам творить. Были, конечно, рекомендации нашего главного управления по удаленной работе. Мы начинали записывать домашние ролики, общались в соцсетях и в режиме видеоконференций. Наш главный режиссер не давал никому расслабиться, генерировал новые идеи. Но нужно понимать, что в собственной кухне сложно вдохновиться высоким сценическим искусством.

К счастью, у нас была юридическая возможность ежедневно привлекать на работу до 30% личного состава с соблюдением мер эпидемиологической безопасности. Мы не злоупотребляли этим правом, но и не стали отказываться от возможности вывести кого-либо из артистов на один или два часа на сцену, чтобы записать видеоматериалы.

- Опыт работы онлайн - что он дал вам?

- Не все сразу позитивно приняли условия, в которых мы оказались. Но со временем коллектив начал приспосабливаться к новой реальности, искать какие-то плюсы. И они нашлись. Оказалось, что у артистов появилось время для самосовершенствования, они вместе с главным режиссером начали создавать творческие онлайн-проекты. Учитывая, что в таком режиме сейчас работают все военные театры, среди нас даже появился своеобразный дух соперничества.

Наши коллеги выкладывали ролики в Интернете, так же делали и мы. Нам передали эстафету, или, как сейчас говорят, челлендж, по читке поэмы «Василий Теркин» от флотских театров, и мы ее приняли. В социальных сетях мы развернули проект «Артисты читают о войне» и открыли рубрику #ЧИТАЙ_С_НАМИ. И, наконец, подарком для зрителей стал «Театр онлайн» - виртуальный бесплатный показ наших спектаклей в видеоформате.

Оказалось, что нет худа без добра. Оказавшись в нештатной ситуации, мы сумели открыть людям свое творчество, рассказать о театре, привлечь новых зрителей. Читая теплые отзывы в социальных сетях, коллектив понимает - даже в таких сложных обстоятельствах нашу работу ценят. Конечно, что-то безвозвратно теряется, мы не чувствуем энергетику зала. Но надеемся, что это продлится недолго.

- Что будет с проектами, которые уже были готовы к выходу на сцену?

- Перед закрытием на карантин у нас на выходе была премьера мюзикла «Человек-амфибия», в которую весь коллектив вложил массу вдохновения и сил. Кроме этого, мы взяли в работу пьесу Семена Злотникова для камерной сцены «Пришел мужчина к женщине» и поэму Александра Твардовского «Василий Теркин».

Вынужденный карантин стал для нашего главного режиссера Алексея Похресного жестоким ударом в самое незащищенное место - ведь он перед сдачей постановки просто горел на работе. В какой-то момент опустились руки не только у артистов, но и у работников вспомогательных цехов. Это и не удивительно. Каждый в нашем коллективе приложил титанические усилия, чтобы зрители увидели премьеру. А сейчас, после длительного перерыва, нам потребуется дополнительное время, чтобы вновь разжечь на сцене те эмоции, которые царили на генеральной репетиции.

- Знаю, что День Победы в военном театре всегда было принято праздновать по-особенному. Что будет в этом году?

- Действительно, к 9 Мая мы совместно с творческим коллективом Дома офицеров готовили большую праздничную программу на открытой площадке. Предполагалось, что два дня подряд, с утра и до позднего вечера, артисты будут исполнять отрывки из спектаклей, стихи и песни военных лет, а военнослужащие гарнизона организуют традиционное угощение солдатской кашей. Ожидались выезды с гастролями в воинские части и показ тематических постановок. Но обстоятельства оказались сильнее нас.

Тем не менее День Победы - это, пожалуй, самый дорогой для нашего народа праздник. И мы не смогли остаться в стороне. Сейчас по согласованию с уссурийской администрацией и командованием Пятой общевойсковой Краснознаменной армии творческие коллективы городского округа формируют агитбригады для поздравления ветеранов.

Площадки будут разворачиваться прямо во дворах, под окнами ветеранов. В адрес тех, кто приближал Победу, прозвучат поздравления. Для них будут организованы персональные концерты. К этой замечательной акции подключились и мы.

Одну из таких агитбригад формируем совместно с коллективом гарнизонного Дома офицеров. Планируем задействовать все имеющиеся у нас ресурсы и реквизит, чтобы создать атмосферу праздника не только для поколения победителей, но и для их семей и соседей.

Главный режиссер театра драмы УГО им. В.Ф. Комиссаржевской Борис БЕХАРСКИЙ.

- Как коллектив поддерживает связь?

- Актерская труппа вынуждена сейчас общаться между собой в режиме конференц-связи. Выходя в онлайн, мы проводим читки пьес, произведений классиков, детских сказок на камеру. Затем выкладываем короткие отрывки записей в социальные сети со ссылкой на полную видеоверсию. Такая работа нам просто необходима, чтобы за время вынужденной изоляции не растерять квалификацию.

В коллективе все время появляются интересные идеи, которые затем трансформируются в дополнительные арт-проекты. Возможно, что некоторые из них продолжат существовать и после карантина. Например, люди в восторге от выпусков «По куплету всему свету», которые делает в Instagram ведущий мастер сцены Василий Сальниченко.

- Удается ли проводить полноценные репетиции в режиме онлайн?

- Конечно же, нет. Сейчас мы проводим разбор пьес, которые в будущем планируем ставить на сцене. Но это ограниченный, застольный период репетиций. Во время него мы обсуждаем персонажей, начитываем текст, делаем наброски декораций и костюмов.

Создать виртуальную репетиционную точку, к сожалению, у нас не получается. Ведь для полноценной творческой работы парт-неры должны находиться рядом, чувствовать друг друга. Эту тонкую нить эмоциональной связи невозможно протянуть через экран.

- Накануне Дня театра вы наверняка уже готовились к премьерам. Каково их будущее?

- Скажу больше. Мы даже успели сдать премьеру сказки, так как режиссер был приезжим и его поджимало время. Оставалось только показать премьеру зрителям. Но театральная судьба любой постановки - это не только ее выпуск. Пьесу нужно, что называется, «обкатать» на сцене.

Только после этого становится ясна реакция зрителей. А учитывая, что это делалось для детей, предстояло чутко и внимательно отработать каждую деталь. Поэтому, когда мы выйдем, без дополнительных репетиций вряд ли удастся обойтись.

Что касается спектакля для взрослых, то нам буквально не хватило недели, чтобы подготовить его к выпуску. К сожалению, из-за вынужденного простоя придется потратить дополнительное время, чтобы восстановить былые наработки.

- Что планируете делать сразу после снятия ограничений?

- Нам важно как можно скорее вернуться на работу. Предстоит доделать то, что было отложено на период карантина, пересмотреть и скорректировать планы.

Директор Приморского краевого драматического театра молодежи Игорь СЕЛЕЗНЕВ.

- Можно ли сказать, что театр живет несмотря ни на что?

- Безусловно. Работа не останавливается. Мы просто перешли в онлайн-режим.

Во время вынужденной самоизоляции у нас успешно в сети Интернет прошли два показа спектаклей: «GROZA2059» по пьесе Александра Островского (режиссер Александр Дзюба) и «Горка» по пьесе Алексея Житковского (режиссер Павел Макаров). После каждого показа мы анонсировали прямые эфиры с режиссерами, во время которых любой зритель мог задать интересующий его вопрос.

Также состоялся прямой эфир с режиссером Виталием Дьяченко (Санкт-Петербург), который прилетел к нам на постановку спектакля к 75-летию Победы «Анна Франк» по пьесе Аси Волошиной. Премьера должна была состояться 25 апреля, но помешал карантин. Поэтому зритель увидит ее только после снятия ограничений.

К 9 Мая 14 наших артистов, вокалистов и декламаторов готовят свои программы. К празднику они запустят их в социальных сетях.

- Репетиции проводите?

- С этим большие проблемы. Режиссер может встретиться в онлайн-режиме с одним человеком, поработать с ним над текстом. И то это довольно сложно.

Честно говоря, ситуация с самоизоляцией застала нас всех врасплох. В момент, когда театральная работа кипела вовсю, а спектакли стояли на пороге выпуска, нам пришлось прерваться на неопределенное время.

После того как мы все выйдем на работу, понадобится не одна репетиция, чтобы восстановить спектакли. Это касается любых постановок, а не только премьер. Полтора месяца в самоизоляции - довольно серьезное испытание для всего коллектива. Но все же артисты стараются не терять форму в домашних условиях. Кто-то занимается спортом и хореографией, кто-то - сценической речью. Сейчас наша задача - не растерять наработанный годами профессионализм.

- Как быстро вы готовы восстановиться?

- Мы, конечно же, сразу примемся за приостановленную работу над спектаклем «Анна Франк». Все же основной репетиционный период уже пройден. Думаю, что понадобится около месяца, чтобы все вспомнить и собрать воедино. Ну а там - ждем на премьеру.

Записал Дмитрий ПРОКОПЯК.
Фото с официальных театральных сайтов.

По согласованию с уссурийской администрацией и командованием Пятой общевойсковой Краснознаменной армии творческие коллективы городского округа формируют агитбригады для поздравления ветеранов.

Площадки будут разворачиваться прямо во дворах, под окнами ветеранов. В адрес тех, кто приближал Победу, прозвучат поздравления. Для них будут организованы персональные концерты.

Атмосферу праздника создадут не только для поколения победителей, но и для их семей и соседей.

Источник: http://kommunar.info/gorod/3822-teatr-zhivet-nesmotrya-ni-na-chto.html

скачать dle 11.1смотреть фильмы бесплатно